Финансовые итоги BlackBerry: куда идти дальше?

автор Dmitry BB. Среднее время прочтения: около 4 минут.

Финансовые итоги BlackBerry: куда идти дальше?

Мало кто может признавать свою неправоту.

Поэтому если Вы покажете эту статью скептикам-«убийцам» BlackBerry, то скорее всего услышите в ответ невнятное оправдательное бормотание. Канадская компания подвела финансовые итоги за четвертый квартал 2015 года и обнародовала их. Назвать их ужасными просто невозможно: компания под руководством Джона Чена продолжает курс на укрепление. В этой статье мы рассмотрим сами показатели и сделаем предположения о том, что будет делать BlackBerry дальше.

Показатели оказались разными. В целом, можно наблюдать положительную тенденцию.

— Баланс средств и инвестиций составил 3,27 миллиардов долларов США, что на $608 миллионов больше, чем в прошлом году. Как результат – личный «рекорд» компании за всю историю ее существования.

— Нормированный положительный денежный поток достиг $76 миллионов за квартал. Неплохо на фоне прошлогодних трат в размере 784 миллионов долларов!

— Общая выручка компании за период составила 660 миллионов долларов, что меньше, чем в третьем квартале ($793 миллиона). Впрочем, этого следовало ожидать.

— Доход от продаж софта в последнем квартале увеличился на $67 миллионов долларов, а это на 20% больше, чем в прошлом году.

— Чистая прибыль — $28 миллионов долларов. А в прошлом году был убыток в 148 миллионов!

— Доля доходов за четвертый квартал 2015 года: 47% за услуги, 42% за устройства и 10% за софт.

Анализ отчета

Пока Apple продает статус, BlackBerry продает эффективность и удобство, ориентируясь на деловой сектор, которому не до игрушек.

Для начала стоит отметить, что компания достигла своей цели и продолжает двигаться в выбранном направлении. BlackBerry уже давно не убыточна. Чистая прибыль еще не набрала большую высоту, но учитывая то, из какой ямы (убыток 148 миллионов) вылезли канадцы, 28 миллионов уже не кажутся посредственным результатом.

Общая выручка снизилась по сравнению с предыдущим кварталом, но это было неудивительно. Ведь на прошлый квартал пришлись новогодние праздники и выход двух «звезд» BlackBerry Passport и BlackBerry Classic, спрос на которые оказался феноменальным. По этому же принципу, можно будет ожидать в следующем квартале скачок выручки из-за поступления в продажу BlackBerry Leap, нового BlackBerry Porsche Design P’9983 Graphite и «совместного» планшета SecuTab. На данный момент BlackBerry занимает небольшую, но прибыльную долю на рынке мобильных устройств.

Как можно понять из статистики, львиная доля прибыли компании приходится на предоставление услуг. Важно понимать, что аппаратное направление у BlackBerry переживает «переходный период». Часть владельцев смартфонов на операционной системе BlackBerry 7 переходят на новые BlackBerry 10. Компания не получает доход от обслуживания «залоченых» смартфонов по контракту с оператором связи. Доход от предоставления сервисов снижается на 15% за квартал, что соответствует прогнозам компании. В этом нет ничего страшного, уверены в BlackBerry.

Большая доля доходности за услуги, в том числе за корпоративное обслуживание BES 12, функции BlackBerry Messenger, разработки для сторонних платформ и прочее, говорит о том, что компания твердо стоит на ногах в этой сфере. Положительным моментом является и то, что у BlackBerry до сих пор нет конкурентов, способных потягаться с ней в области защиты данных и разработки уникального софта.

В первые недели на посту генерального директора Джон Чен объявил о своем намерении «вывести BlackBerry из убыточности и разработать долгосрочную стратегию». Это ему удалось, порядок с финансами наведен, теперь можно сосредоточиться на повышении продаж.

Что дальше?

Канадская компания никогда не стремилась делать игровые смартфоны, не пыталась развлечь пользователя фильмами на большом экране и не собиралась потешать самолюбие владельца устройства количеством лайков за селфи в Инстаграме.

BlackBerry в течение нескольких лет проводила переориентацию своего бизнеса с модели, в которой ведущую роль занимает производство и продажа устройств, на модель развития с упором на софт и различные сервисы.

Сам Джон Чен постоянно повторяет, что BlackBerry делает упор на свою профессиональную сферу и своих традиционных клиентов – предприятия, государственные структуры и занимается разработкой специальных решений. И действительно, спрос на подобные услуги только растет: было решено сделать BlackBerry Messenger доступным для других платформ, корпоративная услуга BlackBerry Enterprise Service 12 тоже выходит за рамки исключительно устройств BlackBerry. На BES 12 переходит больше компаний из-за новых функций, таких как BlackBerry Balance. Стоит упомянуть и прорывной успех системы QNX, которая захватила больше половины рынка автокомпьютеров, и которая присутствует практически в каждой сфере нашей жизни. Это направление остается ключевым для BlackBerry.

Кроме того, ни одной из компаний так и не удалось достигнуть уровня BlackBerry в защите данных. BBM – все еще остается самым безопасным мессенджером, методы шифровки и соответствующие патенты являются предметом охоты других фирм. Канадская компания успешно монетизирует свой опыт – взять для примера хотя бы самсунговский KNOX, который считался заброшенным проектом по корпоративной защите, пока корейцы не раскошелились за помощь от канадских мастеров.

Наверняка поклонников BlackBerry посещали страшные мысли, что фирма перестанет выпускать гаджеты и будет продавать исключительно свои услуги и производить софт. На фоне финансовой статистики и сравнительно небольшой доле на рынке смартфонов, подобные опасения могут усилиться. Однако поводов для волнения не окажется, если вспомнить, что BlackBerry продолжает регулярно демонстрировать новинки.

Вдобавок, BlackBerry – одна из немногих компаний, которая изначально выпускала продукцию с софтом собственного производства. Это значительное преимущество, и отказываться от подобной практики попросту нет смысла. 100% совместимость железа и софта на этапе проектирования – залог успеха. Опыт показал, что компании, которые не уделяют внимания развитию своего софта, становятся частями других компаний, которые не допускают подобных ошибок. Так произошло с Nokia, которая уже давно является собственностью Microsoft. Обратную ситуацию можно было наблюдать с Google: там поняли, что предоставлять свою операционную систему это хорошо, а выпускать под нее собственный смартфон – еще лучше. Кто-то до этого дошел только недавно, а в BlackBerry об этом знали с самого начала…

Итоги

Четвертый финансовый квартал 2015 года оказался для BlackBerry успешным. Компания верно выходит на увеличение прибыли, выбранная Ченом стратегия оказывается успешной. В ряде блогов BlackBerry наали сравнивать с гигантами вроде Apple и Google. Размеры прибыли, конечно, совсем на разных уровнях. Но ведь профиль компаний тоже абсолютно разный! Это как сравнивать теплое с мягким.

Канадская компания никогда не стремилась делать игровые смартфоны, не пыталась развлечь пользователя фильмами на большом экране и не собиралась потешать самолюбие владельца устройства количеством лайков за селфи в Инстаграме. Пока Apple продает статус, BlackBerry продает эффективность и удобство, ориентируясь на деловой сектор, которому не до игрушек. И финансовая статистика показала, что лучше быть лидером в востребованной и быстро растущей отрасли мобильных технологий и являться «законодателем мод» в ней, чем играть на чужом поле и по чужим правилам.

comments powered by HyperComments
Instagram YouTube Telegram VKontakte
Kostya Zinin
2015-04-01 11:00:29
4-й квартал 2015 года ещё не наступил. Или ВВ заглядывает в будущее?